Пятница,22 Ноября 2019 года
Войти на сайт Зарегистрироваться
Лого ТВ-МИГ
24.02.2018

Нас пошлют на 4П

Фото с ресурса sodrugestvo.ru

Беда нашего общества в том, что  «безэмоциональные»  чиновники от медицины, как и  врачи без эмоций  - продукт той системы стандартов, которая сложилась в  сфере их профессиональной деятельности.

Поставленные в жесткие  рамки  приказами министерств и ведомств: сколько времени отвести на прием, сколько потратить средств на пациента в стационаре, при каких показаниях сколько, чем  и как лечить, медики не всегда считают нужным  думать и анализировать при  установке диагноза, все чаще опираясь  на  помощь  технических средств:  УЗИ, МРТ,  так далее. С одной стороны, вроде и неплохо, что у врача появились такие «помощники», но есть и обратная сторона медали: это дорого для пациента, не всегда доступно и оправданно, более того,  не во всех случаях эффективно.

Есть в современных медицинских кругах поговорка: «амбулаторная карта: техпаспорт без гарантии».

- А что вы хотели? -  удивленно вопрошает иной врач. - Иногда при всех методах обследования мы не можем установить причины болезни.

Каждый больной  хочет  одного: чтобы к нему отнеслись внимательно, ответственно, лечили  грамотно, подходили индивидуально,

с учетом комплекса «болячек», не ограничивались назначением «пилюль» на листочках, которые вместо рецептов выдает участковый. Своевременно направляли на консультацию  к узкому специалисту, в стационар, принимали иные меры для улучшения состояния больного, а не ждали, когда наступит предел терпения  пациента  и возможностей  его организма  в борьбе  с недугом.

Если  больной, обратившись по стандарту к участковому терапевту, достаточного внимания  не получает,  в ход  и  идут  более  горячие  эмоции, призванные обратить на себя дополнительное внимание врача.

Чтобы избежать подобных эксцессов, система здравоохранения готовится к новому, вернее хорошо забытому старому, принципу обслуживания пациентов. Он получил название «принцип 4П».

В  чем его суть?  Коротко прокомментировал директор департамента здравоохранения области А.В.Кирюхин:

- Современная модель отечественного здравоохранения стремится к принципам «4П»: персонализация (индивидуальный подход к пациенту), предикция (выявление предрасположенности к развитию заболевания), превентивность (профилактика заболеваний) и партисипативность (мотивированное участие пациента). Этот подход абсолютно оправдан, за ним будущее.

Особое место здесь занимают профилактика и диспансеризация. Это основа всех основ. Профилактика должна стать образом жизни человека. Только тогда, когда пациент станет союзником  доктора в системе медицинской профилактики, в продвижении здорового образа жизни, можно будет достичь самых положительных результатов.  Пациенту важно знать, какое у него артериальное давление, сахар и холестерин, и какая при этом норма.

Во Владимирской области разработан и широко продвигается «Золотой стандарт здоровья жителя Владимирской области».В нем как раз отражены важнейшие показатели здоровья.

Немалую роль играет и вакцинация. Напомню, в прошлом году мы привили от гриппа 43% жителей нашего региона.

В регионе  всё активнее внедряются принципы персонифицированной медицины. У беременных диагностируются внутриутробные генетические заболевания, проводится пренатальная диагностика, в лечении учитывается семейный анамнез и многие другие факторы.

О  принципе  4П  в январе этого года заместитель министра здравоохранения РФ Сергей Краевой заявил, как  о новом векторе отечественной медицины. 

«Её целью является доклиническое выявление  заболеваний  и разработка комплекса профилактических мер, система четыре «П» направлена на то, чтобы выделить факторы риска, определить предрасположенность пациента к тем или иным болезням и предотвратить их».

Далее идет  более  четкое разъяснение: в профилактике главными  выступают законы, направленные против табака, а также проведение пропагандистских компаний для вовлечение  людей в спорт и вакцинацию,  индивидуальная диагностика  включает применение индивидуальных  лекарства и вакцины, предикция - выбор процедур отвечающий  генетике конкретного пациента.  

Четвертая  «П» - парсепитивность –  рассматривается  как  организация работы медколлектива, при которой в коллективах царит взаимная ответственность и сотрудничество.

Вот на этом пункте и стоит сосредоточить внимание. Речь, прежде всего, идет не о сотрудничестве  врача и пациента, а  о взаимной работе и ответственности  врачей-специалистов.

Проще всего ссылаться на то, что люди сами доводят  себя до больничной палаты. В немалой степени это так,  если не учитывать условия жизни  и деятельности человека. Мы существуем  в такой среде, когда говорить о здоровом образе жизни, по крайней мере, нелепо.

Экология, стрессы, продукты питания, не отвечающие нормам и стандартам, баснословные цены услуг для занятий спортом, реклама, не способствующая ЗОЖ, которой переполнены СМИ, забиты почтовые ящики – находят отражение на физическом  самочувствии  общества.

В былые времена существовали  строгие ГОСТы и стандарты  на продукты питания, в торговых точках не разрешалось соседство на полках продуктов питания и бытовой химии, имели место быть дома  санитарного просвещения, каждый врач, вплоть до скорой помощи, обязан был провести с пациентом «ликбез», какие нормы соблюдать, чтобы не навредить своему здоровью.

Нынче врач не всегда считает нужным (или возможным) довести до больного причины его недуга, пояснить, как правильно организовать лечение.

В лучшем случае в рецепте укажет, сколько таблеток в день принимать, чем помазать и чем полоскать. Если больному  прием препарата не дал желаемого результата, более того, привел к  нежелательным последствиям, приходится еще раз обращаться к врачу, который произведет замену «по стандарту»,  назначит  лечение  другими рекомендуемыми к  применению  препаратами.

Ни о каком «консилиуме» врачей-специалистов не идет и речи:  хорошо, если пациенту предложат пройти консультацию у врачей необходимого профиля, записавшись к каждому на прием в порядке очереди и стандартов ожидания записи.

В стационаре еще, может быть, к больному пригласят на консультацию врача  требуемого профиля, но попасть в стационар при тех же стандартах очень непросто.

Пациенты для этого все чаще прибегают к вызову бригад 03, которые вынуждены доставлять больного в ЛПУ.

- Везут и везут, все коридоры уже забиты, - можно услышать от заведующих отделениями неврологии, кардиологии, хирургии  больниц  областного центра.

Забиты очередями и поликлиники.

Может не принципы менять, а  стандарты,  которые позволят врачам эти принципы соблюдать, а  не сбиваться с ног на вызовах, приеме, стационаре?

Стандарты, которые позволят уделять  пациенту столько внимания, сколько необходимо для эффективной помощи.

А какова ваша точка зрения с позиции врача или пациента?

Есть и еще одна проблема -  экономическая составляющая здравоохранения.

Чем  ниже уровень здоровья населения, тем больше затрат несут и государство, и сами  пациенты.

Но об этом - в продолжение темы разговора. Следите за нашими публикациями.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Возврат к списку

Моменты дня
  1. Вы поддерживате закрытие "наливаек"?
    1. Да, без них город станет цивилизованней! - 50%
       
    2. Нет. У человека должен быть выбор! - 50%
       
    3. Мне все равно - 0%