Среда,18 Мая 2022 года
Войти на сайт Зарегистрироваться
Лого ТВ-МИГ
28 Сентября 2021, 08:23

Ирина Кузьмина – создатель икон, фресок и витражей для храмов России

Поделиться:  

В сентябре 2021 года исполнилось 155 лет со дня рождения художника, знаменитого иллюстратора русской классики, выдающегося педагога, академика Дмитрия Николаевича Кардовского (1866–1943). Вот уже 8 лет на Владимирской земле проводятся Кардовские чтения – научно-методическая конференция для преподавателей гуманитарных предметов и мастеров художественного творчества. Наше интервью – с инициатором и вдохновителем этих чтений, членом оргкомитета и жюри международных пленэров на Владимиро-Суздальской земле И.Б.Кузьминой.

- Ирина Борисовна, расскажите о своем образовании, наиболее памятном месте работы и нынешних рабочих буднях.

- Я родилась 1963 г. в городе Владимире.

В 1975-1980 гг. училась во Владимирской художественной школе.

Имею среднее специальное образование (в 1984 г. закончила отделение художественной керамики Абрамцевского ХПУ) и высшее художественное образование (в 1998 г. закончила церковно-историческую мастерскую живописного факультета СПГАИЖСА имени И.Е. Репина (ныне Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина).

В 2000-2002 гг. работала художником Владимиро-Суздальского епархиального управления, занималась церковной художественной и монументально-реставрационной деятельностью (в том числе в храмах, находящихся под охраной ЮНЭСКО). Для церкви Покрова на Нерли мной спроектированы элементы интерьера, а для алтарной преграды изготовлены мозаичные иконы и стела. Для Золотых ворот города Владимира исполнены 2 фресковые надвратные иконы. Создание произведений для таких древних владимиро-суздальских храмов-памятников – очень почетная и ответственная работа, а для меня – это еще и долг перед родной землей и гениальными предками.

Мои работы (иконы, фрески, мозаики, витражи) находятся в храмах России (Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Кострома, Костомукша и др.) и за рубежом (Германия, Сербия, Приднестровье).

С 2003 – член Союза художников России.

Имею большой опыт преподавательской работы:

2004-2008 гг. – старший преподаватель кафедры общего рисунка СПГХПА имени барона А.Л. Штиглица;

2006-2012 гг. – старший преподаватель кафедры сценографии и технологии факультета театра кукол СПГАТИ;

2012-2017 гг. – доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, а также кафедры технологии и художественной обработки материалов Института прикладного искусства СПГУПТД.

С 2004 г. преподаю в Вечерних рисовальных классах при Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина (бывший СПГАИЖСА имени И.Е. Репина), с 2017 г. – заведующая рисовальных классов.

Имею ученую степень кандидата искусствоведения (2015 г.) и научное звание «Доцент» (2017 г.).

- Как Вы стали членом жюри пленэров юных художников на Владимиро-Суздальской земле?

В 2000 г. автор пленэрного проекта Аида Ивановна Дынникова (у которой я училась во владимирской ДХШ) пригласила меня для участия в I международном пленэре юных художников на Владимиро-Суздальской земле с целью рассказать участникам об истории церкви Покрова на Нерли. Творческая деятельность не позволила мне активно включиться в работу ОРГ-комитета пленэра, и только с 2012 г. я стала членом жюри и организатором мастер-классов.

С 2006 г. мной был накоплен значительный опыт организационной деятельности и работы в жюри различных городских, межрегиональных, российсских и международных детских и взрослых художественных конкурсов.

В 2004-2015 гг. была секретарем секции «ИЗО и ДПИ» ежегодных международных творческих конкурсов Межвузовской ассоциации духовно-нравственного воспитания и просвещения «Покров» (Санкт-Петербург).

С 2015 г. – секретарь секции «Искусство и культура» ежегодных международных Татьянинских и Кирилло-Мефодиевских творческих конкурсов (Санкт-Петербург).

В 2015 г. награждена почетным знаком святой Татьяны (степень «Наставник молодежи»).

Помимо работы в оргкомитете (член жюри) и проведения мастер-классов международного пленэра юных художников на Владимиро-Суздальской земле с 2014 г. являюсь автором проекта "Международная научно-методическая конференция «Кардовские чтения», проводимого в рамках пленэрных меропрятий.

- Быть составителем сборника Кардовских чтений — колоссальный труд. Что для этого нужно помимо времени?

- Организация конференции, редактирование статей и составление сборников материалов «Кардовские чтения» действтиельно требует очень много времени и сил. Мне помогает опыт личной научной и методической деятельности (включая издательские наработки, дизайнерские навыки, знание библиотечных ГОСТов), а также многолетняя преподавательская практика и научная работа со студентами вузов.


- Чем запомнился прошедший пленэр 2021 года?

- XX межнациональный пленэр юных художников на Владимиро-Суздальской земле «Добра тебе и мира, Владимирская Русь» при поддержке президентского гранта в 2021 г. был посвящен памяти Николая Владимировича Чебанова (28.01.1954–20.07.2021), который был президентом Межрегиональной молодежной общественной организации «Дом Мира» и директором пленэра. В 2021 г. Николай Владимирович также незримо продолжал быть идейным руководителем и вдохновителем пленэрных мероприятий.


Ттолько при хорошей организации и слаженной работе оргкомитета и всех участников (всего за неделю!) с 17 по 23 августа 2021 г. была реализована очень насыщенная и разнообразная программа проекта:

1.   Историко-культурное направление:

·     паломническое посещение храмов и монастырей Владимиро-Суздальской митрополии;

·     экскурсии и пленэры юных художников в городах Владимир, Суздаль, Боголюбово, Муром, Юрьев-Польский;

·     знакомство с экспозициями, выставками и фондовыми коллекциями Владимиро-Суздальского музея-заповедника;

·     посещение выставки рисунков Лауреатов заочного международного конкурса ИЗО «Россия, которую я люблю» и «Россия, которую я знаю» (для иностранных участников);

·     посещение передвижной выставки «Национальные костюмы народов земли Владимирской».

2.   Научно-исследовательское и учебно-методическое направление:

·     круглый стол «Межнациональный пленэр как инструмент общественной (народной) дипломатии»;

·     VIII международная научно-методическая конференция «Кардовские чтения» – «Межнациональный и межрелигиозный мир – основы жизни и культуры человечества»;

·     Курсы повышения квалификации для педагогов ИЗО, преподавателей художественных учебных заведений и руководителей детских студий ИЗО.

3.   Творческое направление:

·     заочный конкурс работ ИЗО (подведение итогов во время пленэра):

- «Россия, которую я люблю»,

- «Россия, которую я знаю» (для иностранных участников);

·     очные конкурсы (во время пленэра):

- «Портрет в национальном костюме» – конкурс работ ИЗО,

- «Сотворение мира» – конкурс иллюстраций,

- «Сказания о земле Владимирской – сказки из Мурома» – конкурс иллюстраций,

- «Добра тебе и мира, Владимирская Русь!» – конкурс пленэрных работ,

- «Яблочный спас» – блиц-конкурс работ ИЗО,

- «Александр Невский: легенда о святом» – блиц-конкурс работ ИЗО.

XX межнациональный пленэр юных художников, собравший на Владимиро-Суздальской земле более 500 участников из различных регионов Российской Федерации и зарубежных стран, является примером межнациональной дружбы и сотрудничества.

- На Ваш взгляд, в сравнении с другими годами, достигается ли решение одной из главных целей пленэра — повышение уровня юных художников, развитие их творческого мышления?

Безусловно, с каждым годом успешнее и продуктивнее решается одна из задач пленэра – художественное развитие юных участников и повышение профессионального уровня их руководителей.

Но наиболее существенное достижение прошедшего пленэра в том, что достигнута основная цель проекта – духовно-нравственное просвещение и воспитание детей и молодежи, формирование у них гражданского и патриотического самосознания, развитие у молодого поколения культуры межнационального и межрелигиозного общения, толерантного и политкультурного отношения к обществу, направленных на мирное сотрудничество и сотворчество.

 

Фото из архива И.Кузьминой

Количество показов: 2466

Возврат к списку


Важное
  1. Какой должна быть вакцинация от коронавируса?
    1. Свободной для людей – кто захотел, тот привился. А для остальных обеспечить комфортные условия для изоляции и дистанции - 68.4%
       
    2. Массовой и обязательной для всех граждан – так мы добьемся коллективного иммунитета - 26.5%
       
    3. Обязательной лишь для определенных категорий граждан (медики, учителя), остальные могут прививаться по своему желанию - 4.3%
       
    4. Условно свободной. Например, работодатель или руководитель учреждения вправе решать, должен ли его коллектив пройти вакцинацию или нет - 0.8%