Ход событий в мире практически «дублирует» историю 20 века, только участники конфликтов поменялись.
Избежать ошибки в будущем можно, только зная прошлое, а когда историю переписывают себе в угоду политические деятели, когда концлагеря называют трудовыми, миру нельзя молчать! Вспомнить свою историю, почтить память погибших и поддержать тех, кто выжил, пришли в еврейскую общину не только евреи, но и люди других национальностей.
Ребята из школы № 5 во главе с преподавателем истории Оксаной Николаевной еще раз напомнили всем, что нет геноцида против народа, есть геноцид против всех.
Я - каждый здесь расстрелянный старик
Я-каждый здесь расстрелянный ребенок…
В этих двух строках стихотворения Евгения Евтушенко «Бабий Яр» вся боль еврейского народа, от которой щемит сердце не только у родственников погибших, но и у тех, кто выжил. Одним из узников концлагеря в Латвии был Иосиф Лейбович. Родился в 1928 году в Риге в многодетной семье, и их, как и любую семью, война застала врасплох.
Тогда маленький Иосиф и не мог знать, что сон станет былью. 13-летний подросток чудом остался в живых, благодаря другу семьи, который работал полицаем. Тот вытащил его из расстрельной колонны. Это был последний раз, когда он видел маму с двумя маленькими братишками.
Ежегодно 4 июля Иосиф Лейбович приезжает в Ригу, чтобы принять участие в «Марше Живых». Траурное шествие начинается с того самого старого еврейского кладбища, которое при советской власти после войны ликвидировали и назвали «Парком коммунистических бригад», а заканчивается на улице Гоголя. До войны там стояла большая рижская хоральная синагога. Она стала еще одним местом гибели евреев. Бежавшие в 1941 году из Литвы евреи застряли в Риге. Тогда в ходе антиеврейских погромов людей согнали в синагогу и заперли, а само здание подожгли.
В 2007 году рядом со зданием большой хоральной синагоги был открыт памятник Жанису Липке и другим спасителям евреев Латвии во время Холокоста. В мире их называют «праведниками народов мира». Каждый человек должен помнить трагедию еврейского народа, чтобы избежать подобного в будущем.
История не знает сослагательного наклонения. Ее нельзя переписать, нельзя исправить. Ее можно только чтить и «брать на вооружение» уроки прошлого. Пока люди знают свою историю, историю других народов, ту историю, которая не подверглась «политической обработке», мы сильны. Сильны духом.