Вторник,13 Ноября 2018 года
Войти на сайт Зарегистрироваться
Лого ТВ-МИГ
3 Декабря 2014, 13:40

Сеятели вечного

Педагогический институт долгое время был единственным высшим учебным заведением во Владимирской области. История его началась еще до Октябрьской революции.

В начале 20-го века население России в основном было неграмотным, хотя в уездах, земствах, волостях и губерниях существовало множество школ и училищ разных типов. В стране не имелось единой школьной системы. Зародившееся тогда общественно-педагогическое движение ратовало за введение всеобщего обязательного начального обучения. Идеи прогрессивно настроенных педагогов и просветителей находили отклик как в народе, так и в правящих кругах. Империя взяла курс на образование.

В 1910-1912 гг. губернские власти учредили во Владимире женскую учительскую пятиклассную семинарию – распространенный в то время тип учебного заведения по подготовке учителей. После революции 1917 года Владимирский губернский отдел наробраз реорганизовал учительскую семинарию в институт народного образования с подготовкой работников для школ 1-й ступени. Это решение мотивировалось тем, что Владимирская губерния - промышленная, поэтому нуждалась в учителях повышенного типа. Рядовой учитель - выпускник семинарии - уже не удовлетворял запросы как городских, так и сельских школ того времени. Поэтому высшее педагогическое учебное заведение было существенной необходимостью, тем более что позволяло готовить работников почти для всех отраслей народного образования.

В 1921 г. Владимирский институт народного образования преобразовался во Владимирский практический институт народного образования (ВПИНО), где на тот момент обучалось 360 человек. Выпускники ВПИНО значительно пополнили учительский состав губернии, включились в культурно-просветительскую деятельность. Среди студентов института был Н.Н.Воронин, впоследствии известный археолог и историк русской культуры.

Важно, что в связи с реорганизацией системы профессионального педагогического образования и реализацией программы преодоления безграмотности населения все практические институты народного образования были реорганизованы в 1923 г. в педтехникумы, что определило уровень подхода к образовательному процессу в новом учебном заведении. В педтехникуме могли обучаться лица, окончившие семилетние школы. В отличие от Практического института народного образования педтехникум оказался более ограничен: уровень профессиональной подготовки учителей возвращался к уровню семинарии.

В условиях развернувшейся кампании 20-30 годов по ликвидации безграмотности возрастал спрос прежде всего на учителей начальной школы. Эта потребность определила деятельность педтехникума на ближайшее время: в годы НЭПа и довоенных пятилеток школы городов и деревень Владимирской губернии комплектовались в основном за счет выпускников педтехникума, такая ситуация сохранилась и во время нахождения Владимирской губернии в составе Ивановской промышленной области (1930-1944 гг.).

7 января 1937 г. Наркомпрос приказом № 58 переименовал педтехникумы в педучилища. Как и педтехникумы, они готовили учителей для 1-4-х классов и воспитателей для детсадов и детдомов. Владимирское педучилище имело 5 отделений: подготовительное, школьное, дошкольное, трудовое, а также отделение детских домов. Уровень знаний его выпускников соответствовал стандарту среднего специального образования, учащиеся получали хорошую педагогическую и методическую подготовку.

В связи с быстрым развитием всеобщего обучения и с введением в стране всеобщего семилетнего образования с 1934 г. появились двухгодичные учительские институты для подготовки учителей неполных средних школ (5-7 классы). Туда принимали лиц со средним общим образованием. Потребность в учительских институтах в стране стала возрастать. Летом 1939 г. Совнарком реорганизовал 48 педучилищ в двухгодичные учительские институты, среди них значилось и Владимирское.

1939 г. считается годом основания Владимирского государственного учительского института, который вобрал в себя лучшие традиции своих предшественников. Существенно менялись учебные планы и образовательные программы, учебно-воспитательный процесс наполнялся новым содержанием. Институт стал центром учительства всей области. Вначале он имел два отделения, затем появились кафедры истории, педагогики, физики, математики, русского языка, литературы и др. Преподавательский состав кафедр представляли квалифицированные специалисты, получившие профессиональное образование в крупнейших университетах и пединститутах страны.

Однако Великая Отечественная война внесла свои коррективы. На время войны вуз был эвакуирован в Суздаль и вскоре закрыт, а в его помещении у Золотых ворот разместились военные госпитали. При эвакуации институт понёс большие материальные потери, многие редкие и ценные научные и литературные издания оказались утрачены.

В августе 1944 г. была образована Владимирская область. В ноябре того же года Совнарком распорядился восстановить во Владимире учительский институт. В институте открылись подготовительное отделение и заочный сектор. Началась подготовка кадров для семилетних школ по физике, математике, истории, русскому языку и литературе, естествознанию и географии.

В 50-е годы в институте сформировался достаточно квалифицированный состав педпгогов, возвращались сотрудники, работавшие здесь до войны, приходили новые специалисты высокой квалификации. В тот период плодотворно работали А.С.Бланк, в последующем известный историк-германист, филолог Д.В.Соколов, кандидат биологических наук М.И.Касаткин. Выпускники учительского института составили фундаментальную основу учительства не только Владимирской области. Многие из них были направлены на работу в школы разных областей и краев необъятной страны Советов.

2 мая 1948 г. Владимирскому государственному учительскому институту было присвоено имя ученого-литературоведа, академика П.И.Лебедева-Полянского. Постановление Совета Министров СССР об увековечении памяти этого уроженца Владимирского края было подписано И.В.Сталиным.

С осени 1949 г. во Владимирской области начался переход ко всеобщему 10-летнему образованию. Возрастал спрос на учителей для старших классов. Вместе со школами области учительский институт вступал в новую стадию своего развития. 7 сентября 1949 г. вышло постановление о преобразовании его во Владимирский государственный педагогический институт (ВГПИ). К этому моменту институт превратился в хорошо оснащённое учебное заведение. Правительство РСФСР поддержало молодой вуз, единственный в области, и выделило более 1,2 млн. руб. на строительство учебного корпуса на ул.Горького, 79.

Становление ВГПИ имени П.И.Лебедева-Полянского и превращение его в авторитетный центр высшего педагогического образования России тесно связано с деятельностью ректоров, проректоров, деканов, руководителей научных школ, признанных в нашей стране и за рубежом. На протяжении всей истории существования и развития университет являлся одним из ведущих научных и методических российских центров научно-исследовательской и образовательной деятельности и оказывал заметное влияние на развитие образования, культуры и спорта области.

26 июля 1993 года на основании приказа Министерства образования ВГПИ был преобразован во Владимирский государственный педуниверситет (ВГПУ). В 90-е годы ВГПУ стал одним из крупнейших педуниверситетов Российской Федерации. Работа коллектива ВГПУ была достойно оценена правительством РФ и общественными организациями. 21 февраля 2008 г. приказом Федерального агентства по образованию Владимирский государственный педагогический университет был переименован во Владимирский государственный гуманитарный университет.

В 2011 году приказом министра образования Андрея Фурсенко ВГПУ был объединен с ВлГУ - Владимирским государственным университетом. Причина объединения этих двух постоянно соперничавших между собой вузов - очень большие затраты государства на их содержание. После объединения, а точнее - подчинения одного вуза другому, ВГГУ вошел в состав ВлГУ и ныне является Педагогическим институтом Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Количество показов: 823
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Возврат к списку

  1. А вы, как считаете, кому принадлежат новые детские площадки?

    1. Детям, независимо от их места проживания и возраста - 52%
       
    2. Надо искать компромисс, чтобы и маленькие дети из соседних домов, могли пользоваться площадками - 24%
       
    3. Собственникам дома, возле которого и за счет чьих средств были установлены - 23%
       
    4. Затрудняюсь ответить - 1%